Карта велотура (можно увеличить)
Карта велотура (можно увеличить)
Карта велотура (можно увеличить)
Карта велотура (можно увеличить)
Карта велотура (можно увеличить)

Концепция

российского велотура "Мурманск – Сочи   4000 км"

(Страница ещё не доведёна до ума, пока ссылки даны далеко не на все упомянутые мероприятия и документы)


Преамбула

Америка имеет Race Accross America (RAAM) 5000 км, Европа – Le Tour Ultime 4000 км, Австралия – Crocodile Trophy и т.д. Подавляющему большинству россиян и жителей соседних государств путь заказан – уже хотя бы по финансовым причинам и прочим организационным заморочкам.

Велотур "Мурманск – Сочи" должен стать фирменным веломарафоном России на 4000 км, который можно объявить также и Всероссийским Экстремальным Веломарафоном (по следам проходящих дебатов и обсуждений в ОРВМ). Его проведение предполагается по собственным правилам – но с учётом требований ACP (Audax Club Parisien) и UMCA.


За основу можно взять:

  • BRM-нормы для супермарафонов для соло без автосопровождения. Это 15 км/ч (360 км/сутки) – для "коротких" (до 600 км) дистанций, 13,33 км/ч (320 км/сутки) – для 1000-1200 км, и 12 км/ч (288 км/сутки) – для "сверхдлинных" (до 14 суток).
  • Гоночные нормы для ультрамарафонов – от 17 км/ч (примерно от 400 км в сутки, до 10 суток) для соло с автосопровождением.
  • Нормы для дуэтов и команд (нужно обсуждать).
  • Этот проект можно попытаться застолбить в Спорткомитете от ОРВМ. Ежегодный (или раз в два года) старт – 12 июня, в День Независимости России.

    Пока это – единственный проект марафона, превосходящий по общей длине "Тур-1500", 1500 км за 8 суток, почти непрерывную серию зачетных бреветов "одним махом" (200 км – ночёвка – 300 км – день отдыха и ночёвка – 400 км – ночёвка, день отдыха и ночёвка – 600 км). Сам "Тур-1500" был бы неплох в качестве проверки, или подготовки к 4000 км марафону.

    Изначальная идея – ориентироваться на RAAM, но нужно думать о том, как лучше осуществить такую затею в наших условиях.


    Сопровождение и сервис

    Если кто-нибудь желает организовать себе машину сопровождения с командой поддержки – флаг в руки! Однако, русским следует быть попроще. Без сопровождения вполне можно обойтись. Барахла с собой много брать не нужно. Тёплая одежда – только для старта и на первые 2-3 дня, потом можно выкинуть. Остальной одежды не так много, она везётся с собой. Еда закупается на маршруте.


    Отдых, сон, ночёвки

    Для дальнобоя особо важен полноценный отдых в виде относительно продолжительного сна. Спать лучше ночью, так естественнее для организма – днём поработать, ночью поспать, а не переться с вытаращенными глазами по колдобинам. Июнь – это самые короткие ночи, и долго спать не придётся, а вот по максимуму использовать световой день – очень хотелось бы.

    "Дальнобойщики" для минимизации багажа ориентируются только на гостиницы по пути, при этом можно предварительно бронировать номера, а можно решать вопросы по ходу дела. Но всем ориентироваться на гостиницы вовсе не обязательно. Можно преодолевать путь полностью автономно, для этого нужно иметь лёгонький спальник и простую палатку-шалашик. Можно сочетать оба варианта: как правило, ночевать в палатке, но 1-2 раза в неделю останавливаться в гостиницах – помыться, постираться, отоспаться.


    Построение маршрута

    Предлагаемый маршрут – Мурманск – Сочи, 3854 км, проходит с севера на юг, из Заполярья до Субтропиков, по не напряженным дорогам, с минимумом использования федеральных трасс, с объездом крупных городов.

    Идейно маршрут повторяет идею пробега Мурманск – Ереван, разрабатывавшегося в середине 1980х годов.

    Приоритеты выбора просты и понятны:

  • Попытка сделать RAAM по-русски. Это значит, без автосопровождения, на авось, по нашим дорогам. Похожая на RAAM суть – линейный маршрут от одного океана до другого. Похожая на RAAM сверхдистанция, в данном случае – около 4000 км.
  • Двигаться по параллели – это слишком просто и нудно. А вот пробежаться 3,5 тысячи км по меридиану – это уже поинтереснее! Повидать за раз Заполярье и Субтропики – это не каждая страна позволит... Вот и надо попробовать. Кольский, Карелия, болота, Золотое кольцо, леса, степи, горы, побережье, пальмы...
  • Дороги выбираются не из видовых соображений, а с 2-мя приоритетами – "лишь бы не магистраль" (что, к сожалению, получается далеко не везде) и "поскорее на юг".

  • Состав участников

    Проанализировав результаты прохождения бреветов в России за 2007 год, можно сделать вывод, что потенциальных участников могло бы быть весьма немало. Если опустить все остальные факторы – наличие желания, времени, финансов, машины сопровождения, престижа мероприятия и т.д., и оставить только некую планку тренированности, то из 312 человек, участвующих в российских бреветах, каждый четвёртый мог бы поехать МС4000.

    Сложившимся критерием стало время прохождения бреветов (примерное): 300 км – до 13,5 ч, или 400 км – до 20 ч. Если личные показатели укладываются в эти рамки, считаем, что человек физически готов к большему.

    Статистика по клубам, всего насчитывается около 80 марафонцев:

  • Балтийская Звезда – 31 человек
  • Урал-Марафон – 20
  • Караван – 14
  • Неоскифы – 8
  • М8 – 4
  • Орион – 2
  • Сура – 2
  • Новосибирск – 1
  • Сотня – 1

  • 2008 год

    Велотур 2008 года посвящён 80-летию похода Глеба Травина.

    По планам на 2008 год велотур включён в календарь клубных и российских веломарафонов и посему становится марафоном, со всеми вытекающими последствиями. По нормативу BRM для "зачёта" минимальная скорость должна составлять не менее 12 км/ч (288 км/день), лимит преодоления дистанции в 4000 км – 333,33 ч (13 дней 21 ч 20 мин). Для особо заинтересованных – пределов нет. Можно пытаться дотягиваться и до американских 17 км/ч, 408 км/день.

    Полный регламент (Положение) Российского Тура "Мурманск – Сочи, 4000 км, 2008 г." представлен 4 марта, за 100 дней до старта.

    Взносов никаких не будет. Каждый самостоятельно выбирает режим передвижения и способ ночлега. Номера в гостиницах бронироваться не будут.


    Итак, суть. Как ехать

    Всё предельно просто.

    Есть точка старта, направление "на Юг!" и всё, – время пошло, у Вас есть 336 часов. Каждый решает сам, как и на чём ему ехать; где, с кем и сколько спать; как, что и сколько раз кушать, и т.п. Предоставляется полная свобода и самостоятельность.

    По сути, проще всего наметить примерные места ночёвок и за световой день добираться до них, при любой погоде и при любом направлении ветра. Гостиницы – по желанию. Спокойно высыпаться и обходиться минимальным багажом, который не будет помогать гравитации на подъемах и парусить на ветру. Довольно спокойная и размеренная езда (чтобы не сдуться и не спечься), 6-8 часов отдыха и сна в комфорте за 1000-1500 руб.

    Кому это не совсем подходит, придётся взгромоздить на багажник палатку, спальник, коврик и быть совершенно свободным в выборе места ночевки.

    Если кто-то планирует ехать на байке, то желательно максимально его облегчить и всячески приспособить для длительного передвижения по асфальту.


    Вадим Водолага о том, как поедет он сам

    Лично я планирую скомбинировать оба подхода. Обходиться простенькой легкой палаткой, тонким ковриком и невесомым спальником. При этом 1-2 раза в неделю при удобном стечении обстоятельств заезжать в отели – помыться, постираться, отоспаться.

    Моё личное предпочтение – ежедневный старт в 5 часов утра, хочется по максимуму использовать световой день.

    К чему я всё это пишу. Почти уверен, что скорости всех немногочисленных участников будут отличаться. Одно дело – бывалые марафонцы на шоссейниках (которые, я надеюсь, поедут), и другое – парни только с туристическим опытом на байках. Будет замечательно, если мы сможем вместе прокатить хотя бы день-два – такие встречи на маршруте запоминаются надолго... Возможно, сможем пересекаться на местах ночёвок в гостиницах. Не знаю. Сейчас я пока озабочен набором отличной физической формы и решением главной проблемы – питанием на маршруте (8000-10000 ккал ежедневно).

    В день – минимум 300 км, максимум – 400. Не хочу загадывать, будем смотреть, что получится. Ясно только одно: финиш – до 5 утра 26 июня.

    Только не надо забывать что к финишу ведет дорога через горы, с набором высоты около 7000 м за последние 3 дня.


    Разработка концепции

    Данный документ представляет собой компилляцию предложений, заметок и размышлений Вадима Водолаги (г. Ростов-на-Дону) и комментариев других веломарафонцев к этим предложениям, заметкам и размышлениям, 2006-2008 гг.

    Собрано, структурировано и отредактировано The Bear'ом.

    ----------------------
    MGG MMVIII VI-VII

    Используются технологии uCoz