(Страница ещё не доведёна до ума, пока ссылки даны далеко не на все упомянутые
мероприятия и документы)
Преамбула
Америка имеет Race Accross America
(RAAM) 5000 км, Европа – Le Tour Ultime 4000 км, Австралия – Crocodile Trophy и т.д.
Подавляющему большинству россиян и жителей соседних государств путь заказан –
уже хотя бы по финансовым причинам и прочим организационным заморочкам.
Велотур "Мурманск – Сочи" должен стать фирменным веломарафоном России на 4000 км,
который можно объявить также и Всероссийским Экстремальным Веломарафоном
(по следам проходящих дебатов и
обсуждений в ОРВМ).
Его проведение предполагается по собственным правилам – но с учётом требований
ACP (Audax Club Parisien) и UMCA.
За основу можно взять:
BRM-нормы для супермарафонов для соло без автосопровождения.
Это 15 км/ч (360 км/сутки) – для "коротких" (до 600 км) дистанций,
13,33 км/ч (320 км/сутки) – для 1000-1200 км,
и 12 км/ч (288 км/сутки) – для "сверхдлинных" (до 14 суток).
Гоночные нормы для ультрамарафонов – от 17 км/ч
(примерно от 400 км в сутки, до 10 суток) для соло с автосопровождением.
Нормы для дуэтов и команд (нужно обсуждать).
Этот проект можно попытаться застолбить в Спорткомитете от ОРВМ.
Ежегодный (или раз в два года) старт – 12 июня, в День Независимости России.
Пока это – единственный проект марафона, превосходящий по общей длине
"Тур-1500", 1500 км за 8 суток,
почти непрерывную серию зачетных бреветов "одним махом" (200 км – ночёвка –
300 км – день отдыха и ночёвка – 400 км – ночёвка, день отдыха и ночёвка – 600 км).
Сам "Тур-1500" был бы неплох в качестве проверки, или подготовки к 4000 км марафону.
Изначальная идея – ориентироваться на RAAM,
но нужно думать о том, как лучше осуществить такую затею в наших условиях.
Сопровождение и сервис
Если кто-нибудь желает организовать себе машину сопровождения с командой
поддержки – флаг в руки!
Однако, русским следует быть попроще.
Без сопровождения вполне можно обойтись.
Барахла с собой много брать не нужно.
Тёплая одежда – только для старта и на первые 2-3 дня, потом можно выкинуть.
Остальной одежды не так много, она везётся с собой.
Еда закупается на маршруте.
Отдых, сон, ночёвки
Для дальнобоя особо важен полноценный отдых в виде относительно продолжительного сна.
Спать лучше ночью, так естественнее для организма – днём поработать,
ночью поспать, а не переться с вытаращенными глазами по колдобинам.
Июнь – это самые короткие ночи, и долго спать не придётся, а вот по максимуму
использовать световой день – очень хотелось бы.
"Дальнобойщики" для минимизации багажа ориентируются только на гостиницы
по пути, при этом можно предварительно бронировать номера, а можно решать
вопросы по ходу дела.
Но всем ориентироваться на гостиницы вовсе не обязательно.
Можно преодолевать путь полностью автономно, для этого нужно иметь лёгонький
спальник и простую палатку-шалашик.
Можно сочетать оба варианта: как правило, ночевать в палатке, но 1-2 раза
в неделю останавливаться в гостиницах – помыться, постираться, отоспаться.
Построение маршрута
Предлагаемый маршрут – Мурманск – Сочи, 3854 км,
проходит с севера на юг, из Заполярья до Субтропиков, по не напряженным дорогам,
с минимумом использования федеральных трасс, с объездом крупных городов.
Идейно маршрут повторяет идею пробега Мурманск – Ереван, разрабатывавшегося в середине 1980х годов.
Приоритеты выбора просты и понятны:
Попытка сделать RAAM по-русски.
Это значит, без автосопровождения, на авось, по нашим дорогам.
Похожая на RAAM суть – линейный маршрут от одного океана до другого.
Похожая на RAAM сверхдистанция, в данном случае – около 4000 км.
Двигаться по параллели – это слишком просто и нудно.
А вот пробежаться 3,5 тысячи км по меридиану – это уже поинтереснее!
Повидать за раз Заполярье и Субтропики – это не каждая страна позволит...
Вот и надо попробовать.
Кольский, Карелия, болота, Золотое кольцо, леса, степи, горы, побережье, пальмы...
Дороги выбираются не из видовых соображений, а с 2-мя приоритетами –
"лишь бы не магистраль" (что, к сожалению, получается далеко не везде) и "поскорее на юг".
Состав участников
Проанализировав результаты прохождения бреветов в России за 2007 год,
можно сделать вывод, что потенциальных участников могло бы быть весьма немало.
Если опустить все остальные факторы – наличие желания, времени, финансов,
машины сопровождения, престижа мероприятия и т.д., и оставить только некую
планку тренированности, то из 312 человек, участвующих в российских бреветах,
каждый четвёртый мог бы поехать МС4000.
Сложившимся критерием стало время прохождения бреветов (примерное):
300 км – до 13,5 ч, или 400 км – до 20 ч.
Если личные показатели укладываются в эти рамки, считаем, что человек физически готов к большему.
Статистика по клубам, всего насчитывается около 80 марафонцев:
Балтийская Звезда – 31 человек
Урал-Марафон – 20
Караван – 14
Неоскифы – 8
М8 – 4
Орион – 2
Сура – 2
Новосибирск – 1
Сотня – 1
2008 год
Велотур 2008 года посвящён 80-летию похода Глеба Травина.
По планам на 2008 год велотур включён в календарь клубных и российских
веломарафонов и посему становится марафоном, со всеми вытекающими последствиями.
По нормативу BRM для "зачёта" минимальная скорость должна составлять
не менее 12 км/ч (288 км/день), лимит преодоления дистанции в 4000 км – 333,33 ч
(13 дней 21 ч 20 мин).
Для особо заинтересованных – пределов нет.
Можно пытаться дотягиваться и до американских 17 км/ч, 408 км/день.
Полный регламент (Положение)
Российского Тура "Мурманск – Сочи, 4000 км, 2008 г." представлен 4 марта,
за 100 дней до старта.
Взносов никаких не будет.
Каждый самостоятельно выбирает режим передвижения и способ ночлега.
Номера в гостиницах бронироваться не будут.
Итак, суть. Как ехать
Всё предельно просто.
Есть точка старта, направление "на Юг!" и всё, – время пошло,
у Вас есть 336 часов.
Каждый решает сам, как и на чём ему ехать; где, с кем и сколько спать;
как, что и сколько раз кушать, и т.п.
Предоставляется полная свобода и самостоятельность.
По сути, проще всего наметить примерные места ночёвок и за световой день
добираться до них, при любой погоде и при любом направлении ветра.
Гостиницы – по желанию.
Спокойно высыпаться и обходиться минимальным багажом, который не будет помогать
гравитации на подъемах и парусить на ветру.
Довольно спокойная и размеренная езда (чтобы не сдуться и не спечься), 6-8 часов
отдыха и сна в комфорте за 1000-1500 руб.
Кому это не совсем подходит, придётся взгромоздить на багажник
палатку, спальник, коврик и быть совершенно свободным в выборе места ночевки.
Если кто-то планирует ехать на байке, то желательно максимально его облегчить
и всячески приспособить для длительного передвижения по асфальту.
Вадим Водолага о том, как поедет он сам
Лично я планирую скомбинировать оба подхода.
Обходиться простенькой легкой палаткой, тонким ковриком и невесомым спальником.
При этом 1-2 раза в неделю при удобном стечении обстоятельств заезжать в отели –
помыться, постираться, отоспаться.
Моё личное предпочтение – ежедневный старт в 5 часов утра, хочется по максимуму
использовать световой день.
К чему я всё это пишу.
Почти уверен, что скорости всех немногочисленных участников будут отличаться.
Одно дело – бывалые марафонцы на шоссейниках (которые, я надеюсь, поедут), и другое –
парни только с туристическим опытом на байках.
Будет замечательно, если мы сможем вместе прокатить хотя бы день-два – такие встречи
на маршруте запоминаются надолго...
Возможно, сможем пересекаться на местах ночёвок в гостиницах. Не знаю.
Сейчас я пока озабочен набором отличной физической формы и решением главной проблемы –
питанием на маршруте (8000-10000 ккал ежедневно).
В день – минимум 300 км, максимум – 400.
Не хочу загадывать, будем смотреть, что получится. Ясно только одно: финиш – до 5 утра 26 июня.
Только не надо забывать что к финишу ведет дорога через горы, с набором высоты
около 7000 м за последние 3 дня.
Разработка концепции
Данный документ представляет собой компилляцию предложений, заметок и размышлений
Вадима Водолаги (г. Ростов-на-Дону) и комментариев других веломарафонцев к этим
предложениям, заметкам и размышлениям, 2006-2008 гг.
Собрано, структурировано и отредактировано The Bear'ом.
|